Некоторые существенные характеристики современного учебника иностранного языка.

Опираясь на положение о том, что теория есть сущностное отражение структуры объекта, и понимая под структурой внутреннюю организацию, обусловленную целым рядом внешних и внутренних факторов, мы попытались в общем плане описать современный учебник иностранного языка и выделить некоторые eго существенные характеристики.

  • Способность учебника (всего учебно-методического комплекса) объединять в себе лингвистическую и экстралингвистическую информацию, обеспечивая поэтапное овладение первой (на основе действий с определенным образом организованными единицами иноязычного материала) в постоянном взаимодействии со второй.
  • Способность учебника иностранного языка развивать не только познавательную активность учащихся в широком смысле слова, но и их речемыслительную активность, обеспечивая осознание ими специфики речевого общения, закладывая основы филологического образования, формируя билингвов (пусть даже в ограниченных пределах).
  • Способность учебника управлять решением этих задач с помощью иерархированной системы упражнений, по возможности отвечающих требованиям, предъявляемым к основной единице обучения (т. е. обеспечивающих в каждом отдельном случае одновременно ориентировку в действии, его исполнение и самоконтроль), и специфике каждого вида речевой деятельности.
  • Способность учебника иностранного языка использовать для всестороннего развития личности не только обучение в общепринятом смысле слова (как познавательную деятельность), но и такие формы ее воспитания, как общение, игра; способность учебника воздействовать как на осознаваемую сферу психики, так и на ее неосознаваемую сферу.
  • Способность учебника в его современном виде восполнять отсутствие иноязычной среды, создавать атмосферу иноязычного общения, выступать в роли партнера, стимулируя иноязычное поведение учащихся, создавая мотивы, пробуждая интерес и готовность осуществлять общение.
  • Возможность развивать, наряду с языковой способностью, и задатки учащихся в различных областях искусства (с помощью пения, декламации, инсценирования), а также возможность осуществлять эстетическое воспитание учащихся.

Если сопоставить данные характеристики учебника иностранного языка с выделенными выше основными методическими закономерностями, которые мы приняли за определения нашего учебного предмета, то нетрудно увидеть их соотнесенность. Это показывает, что в данных характеристиках учебника отражена специфика нашего учебного предмета, хотя учебнику, разумеется, присущи также свойства любого школьного учебника.

Что касается остальных характеристик, то в некоторой своей части они могут быть отнесены также и к особенностям учебника по родному языку, хотя отражают главным образом специфику учебника именно по неродному языку, например: поэтапное овладение языковыми средствами — лексическими, грамматическими, фонетическими; формирование билингвов; использование в большом объеме таких форм воспитания личности, как общение, игра и т. д.

Таким образом, данные характеристики отражают, с одной стороны, то общее, что имеется у современного учебника иностранного языка с другими школьными учебниками, с другой — его особенности (в первом приближении). Есть основание полагать, что выделенные характеристики выражают наиболее инвариантные свойства учебника, которые остаются за вычетом таких его переменных величин, как количество и содержание тем и параграфов, соотношение текстового и иллюстративного материала, соотношение видов речевой деятельности, определяемых в соответствии с программой, этапом обучения, возрастными особенностями учащихся, а также субъективными особенностями авторов, привносящими в учебник свои личностные свойства (например, эрудицию, интересы, вкусы и т. д.).

И. Бим

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard