Грамматические операции выступают в качестве элемента грамматического действия, вписанного в речевую деятельность. Автоматизация грамматических операций может наступить в результате многократного их выполнения сначала в медленном темпе и с элементами дискурсии, а затем с нарастанием темпа и переходом к подсознательному уровню. Однако не следует думать, что необходимый фактор повторяемости является решающим. Первый из описанных этапов создает лишь некоторую основу для развития автоматизированных операций. Решающее же значение имеет возможно более скорый переход от работы над овладением операций к ее актуализации в речевом действии. Уже сам фактор перемещения при этом центра тяжести с произвольной на непроизвольную память, совмещаемый с эмоциональным фактором, возникающим у учащегося как у участника речевого общения на иностранном языке, делает становление автоматизируемых грамматических операций очень эффективным. Слишком продолжительное повторение стереотипных упражнений в осуществлении отвлеченных грамматических операций малоэффективно, так как языковой материал в этом случае несет незначительную семантическую нагрузку. В результате семантическая перенасыщенность восприятия однообразными языковыми раздражителями ведет к полному отключению переработки языковой информации.
Грамматические действия представляют собой совокупность последовательно разворачиваемых грамматических операций, обеспечивающую оформление речевой посылки или ее адекватный прием. Уже то, что грамматические действия актуализируются в процессе развертывания содержательного с точки зрения информационного процесса отрезка речи, является предпосылкой к их успешному формированию: с первых же шагов оказывается возможным формировать и совершенствовать грамматические действия в процессе речевой коммуникации, моделирующей акты реального общения. Включенность в учебную коммуникацию является важным фактором повышения эффективности упражнений и рационального формирования грамматических навыков.
Как известно из теории поэтапного формирования умственных действий, исходным этапом усвоения является действие, сопровождаемое громким проговариванием. Имея в виду языковые объекты, следует четко оговорить разницу между проговариванием и озвучиванием. Проговаривание — одно из средств перенесения внешне (предметно) реализуемого действия во внутренний план, его интериоризации. Направлено проговаривание на усвоение способа осуществления действия. Переходя к следующим этапам усвоения, преподаватель стимулирует сворачивание описания, обеспечивает условия для перехода к внутреннему проговариванию и, наконец, подводит к выполнению действия по опорным вехам. Начав усвоение операции или действия с проговаривания правила-инструкции, следует стремиться возможно скорее избавиться от воспроизведения описания. Однако достижение автоматизма в осуществлении грамматического действия (операции) непременно предполагает многократное воспроизведение самого грамматического явления и соответствующей операции. Отличительная способность усвоения языковых объектов состоит в том, чтобы через усвоение способа действия с ними усвоить сами языковые единицы и явления. Поскольку базальным при усвоении языковых единиц и явлений выступает звуковой код, громкое воспроизведение языкового материала, его озвучивание играет решающую роль для овладения языковыми явлениями.
Опора на озвучивание является обязательным компонентом и при овладении рецептивными умениями и навыками. И в этом случае материал для озвучивания организуется по однотипным контурам фразовых стереотипов (The magnet attracts steel. The sun radiates heat), воспроизведение которых обеспечивает формирование звена рецептивного порождения, без которого автоматизированное восприятие и переработка текста невозможны.