Общеобразовательное значение изучения иностранного языка.

Что же заключается в самом материале языка для развития логического мышления? Изучение иностранного языка дает студентам возможность лучше осознать процесс своего мышления. Л. В. Щерба указывал, что сознательное изучение иностранного языка дает нам возможность не смешивать способы выражения мысли с существом вещей.

На самом деле, зная только свой родной язык, студенты настолько свыкаются со средствами выражения с его помощью понятий и мыслей, что часто наделяют эти средства качествами, не свойственными им по природе в иностранном языке. Обычно студенты отождествляют понятия с их лексическими и грамматическими способами выражения в родном языке.

Развивать правильное мышление учащихся в процессе обучения их иностранному языку означает следующее:

1. Развивать у студентов умение наблюдать, сопоставлять и сравнивать явления и факты изучаемого языка с аналогичными явлениями и фактами родного языка, находить в них сходные и различные признаки и уметь классифицировать их по этим признакам. Аналогичная работа должна проводиться и с явлениями и фактами внутри изучаемого языка.

2. Учить студентов мысленно расчленять (анализировать) изучаемые явления языка на их существенные элементы в целях более глубокого познания каждой составной части и затем соединять (синтезировать) вычлененные мысленно элементы в единое новое, более сложное целое.

3. Учить студентов выделять в конкретных случаях существенные свойства явлений и фактов языка и абстрагировать их от второстепенных, несущественных свойств в целях более глубокого теоретического изучения и практического использования этих явлений.

4. Учить студентов обобщать и конкретизировать существенные свойства явлений и фактов изучаемого языка и находить существенные связи и отношения между ними (правила и закономерности).

5. Учить студентов делать правильные выводы из фактов и проверять сделанные выводы и умозаключения, раскрывать существо основных форм правильных умозаключений: ход мысли от частного к частному (аналогия), от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция).

6. Показать студентам, что правильно только то мышление, которое точно отображает реальную действительность, и добиваться того, чтобы логика мысли учащихся точно выражала в речи объективную логику вещей и явлений реального мира1.

Развивать логическое мышление студентов следует, конечно, не путем специальных логических задач, а путем использования языковых и речевых упражнений для овладения иностранным языком. Эта работа должна заключаться в сознательном применении студентами специальных приемов и способов правильного логического мышления. Специфика сознательности будет заключаться в том, что студенты в какой-то мере будут лучше осознавать при этом и самые процессы своей умственной деятельности и учиться управлять их ходом.

Опыт вуза показывает, что особую трудность для студента представляет усвоение грамматики. Трудность заключается не столько в понимании грамматики, сколько в применении изученных правил грамматики при чтении текста и особенно при высказывании своих мыслей в устной или письменной форме. Даже плохо успевающие студенты сравнительно легко запоминают правила грамматики. Они обычно не затрудняются в их формулировке и могут привести примеры, иллюстрирующие правила; однако даже неплохо успевающие студенты оказываются часто беспомощными, когда нужно применить эти правила на практике.

Объясняется это тем, что, во-первых, правил очень много, во-вторых, они часто сформулированы слишком абстрактно и, в-третьих, одни правила нередко вступают в противоречие с другими.

И. Рахманов

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard