Правила. Поскольку правила предоставляют необходимую ориентировочную основу действия либо систематизируют приобретенные ранее знания они должны быть включены в учебник как компонент его содержания. Роль учителя при объяснении того или иного материала во многом зависит как от этапа обучения, так и от имеющихся у школьников знаний, навыков и умений. На более продвинутых этапах обучения некоторый материал может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
Иллюстративный материал. Проблема иллюстраций в учебнике по иностранному языку имеет особое значение. Иллюстрации могут быть использованы с целью презентации и семантизации языкового материала, его закрепления; для формирования автоматизированных навыков владения языковым материалом; для развития умений устной речи; как средство, помогающее глубже понять читаемое; с целью контроля.
В связи с рисунками встает много различных вопросов: должны они представлять собой комплексные картины или изображать отдельные предметы или действия? Должны ли это быть серии рисунков, раскрывающие единый сюжет, или рисунки, не связанные между собой по содержанию? Должны ли они быть выдержаны в реалистическом стиле, или они воспринимаются лучше, если преподносятся в шаржированном стиле?
Хотя роль иллюстраций как средства семантизации лексики, особенно на начальном этапе обучения, очевидна, ее значение часто преувеличивают. Во-первых, этот вид раскрытия значения слов применим лишь для весьма ограниченного количества лексики (главным образом конкретных имен существительных); во-вторых, он не очень надежен, так как не всегда все учащиеся однозначно воспринимают то, что изображено на рисунке. Так, слово a flower (цветок) как общее понятие нередко ассоциируется с более конкретным понятием «роза», а слово a tree (дерево) с понятием «сосна» или «дуб» в зависимости от того, что изображено на картинке; в-третьих (для проблемы учебника это самое важное), семантизация с помощью картин потребовала бы слишком много места, если бы авторы попытались раскрыть таким образом значения всех слов.
Использование рисунков для закрепления лексики и структур, контроля за их усвоением на начальном этапе обучения является эффективным приемом работы. Такие упражнения, как «Скажите, что вы видите на картинке», «Скажите, что мальчик делает», «Посмотрите на картинки и скажите, что вы любите делать зимой и что вы любите делать летом», «Составьте подписи к картинкам», позволяют закреплять лексический материал, свободно использовать его в структурах.
Большое значение придается некоторыми авторами учебников комплексным рисункам и сериям картинок для формирования навыков владения материалом и развития умений в диалогической и монологической устной речи. Как показал опыт многих передовых учителей, комплексные картинки не всегда способствуют обучению монологической устной речи и оказываются практически бесполезными для обучения диалогической речи, поскольку они не могут отразить действия в его развитии и ученики обычно строят свои выступления по какой-нибудь одной структуре, например: «Я вижу...» или «На картине...» и т. д. С этой целью лучше использовать серии картинок по одной теме. Однако для того, чтобы учащиеся могли составить даже небольшое выступление (6-8 предложений), надо не менее 6-8 рисунков. Следует учитывать также и то обстоятельство, что по одной и той же серии картинок могут говорить максимально два ученика. Высказывания остальных будут представлять собой повторение ранее услышанного. Поэтому для развития умений в устной речи с помощью наглядности (серии изображения, раскрывающие сюжет) целесообразно использовать технические средства обучения. В учебнике же можно дать отдельные небольшие, простые по содержанию картинки. Задача учителя будет заключаться в том, чтобы научить школьников пользоваться простыми картинками как некоей ситуацией, по которой они должны высказываться. Иными словами, учащихся надо научить «примысливать». Данное положение можно объяснить конкретным примером.
Так в связи с одной картинкой можно прослушать три-четыре сообщения, и они не будут повторением друг друга.