При выполнении речевых упражнений внимание слушающего направлено на содержание связного ситуативного сообщения, включающего в себя комплекс различных трудностей, характерных для восприятия речи в естественных условиях.
Из анализа психо-физиологических и лингвистических особенностей устной речи явствует, что эти трудности относятся:
а) к языковой форме связного сообщения (включая структуру и композицию);
б) к смысловому содержанию речевого сообщения;
в) к условиям восприятия.
Для преодоления языковых трудностей необходимо, как указывалось, автоматизированное восприятие языковой формы, редукция внутренней речи и достаточно развитая кратковременная память, позволяющая удерживать звуковые комплексы.
Для понимания смысла сообщения необходимы такие умения, как создание направленности мысли, выделение предикатов суждения и удержание их в памяти, умение антиципировать, выделять наиболее информативные части сообщения, восстанавливать пробелы с помощью языковой догадки, улавливать эмоционально-оценочные оттенки речи, осмыслять их и соотносить с определенной речевой ситуацией.
Адекватность понимания связана с преодолением таких трудностей, как восприятие речи при отсутствии зрительной опоры, при однократном прослушивании в нормальном темпе.
Младшая ступень обучения.
- Восприятие и понимание несложного монологического (фабульного) сообщения после предваряющих вопросов, создающих направленность мысли;
- восприятие несложного монологического или диалого-монологического сообщения с использованием формальных опор:
а) плана, б) ключевых слов, в) заголовка, г) картины; восприятие и понимание речевого сообщения, включающего фактические данные (выписанные в произвольной последовательности на доску или на карточки);
- восприятие и понимание фильма (учебного или художественного) с предварительно снятыми трудностями (ознакомление с новыми словами, реалиями, с большим контекстом);
- восприятие и одновременный перевод (письменно или устно) интонационно выделенных слов или синтагм;
- восприятие и последовательный перевод несложного сообщения;
- восприятие сообщения одного из студентов группы с параллельным выполнением конкретного задания (фиксация ошибок, анализ языковой или содержательной стороны высказывания, дополнение ответа новыми фактами, постановка уточняющих вопросов и т.д.);
- восприятие и частичная письменная фиксация речевого сообщения.
Средняя и старшая ступень обучения.
- Восприятие и понимание монологического сообщения, содержащего усложненную композицию (художественно-изобразительные средства, подтекст и др.);
- восприятие и понимание диалогического сообщения, относящегося к разговорно-литературному стилю;
- восприятие и понимание речевого сообщения, содержащего фактические данные (цифры, реалии, имена собственные, географические названия) без формальных опор;
- восприятие и понимание монологического сообщения, включающего диалог;
- восприятие и понимание незнакомого художественного (или документального) фильма без предварительного снятия трудностей;
- восприятие на слух и письменная фиксация смысловой информации (с использованием некоторых символов скорописи);
- синхронный перевод сообщения, воспринятого на слух в разных условиях восприятия (дикторский текст в кинофильме, магнитофонная запись, радиопередача и др.).