Младшая и средняя ступень обучения.
- Ответить на вопросы (кратко, развернуто) с опорой на текст;
- ответить на вопросы без опоры на прослушанное;
- поставить вопросы к тексту (к главе);
- поставить ситуативные вопросы в связи с изученной темой;
- составить диалог (или драматизировать) монологический текст;
- составить аналогичный диалог на заданную тему;
- дополнить или видоизменить диалог; провести направленный диалог;
- составить цепочку логически связанных предложений (ряды Гуэна);
- воспроизвести прослушанное (прочитанное) с некоторой модификацией (изменение конца или начала, введение нового действующего лица, видоизменение композиции изложения);
- составить ситуацию или рассказ (по ключевым словам, по плану; на тему, изложенную кратко на родном языке и т.д.);
- описать картину или серию картин (карикатуры, немой фильм или диафильм и др.);
- воспроизвести ситуацию, в которой использованы названные слова (клише и обороты);
- объяснить на иностранном языке заголовок (реалии);
- определить и кратко обосновать тему прослушанного рассказа или выступления;
- выделить в речевом сообщении смысловые части, озаглавить их;
- пересказать текст близко к оригиналу в сокращенном виде;
- составить план прослушанного доклада (ситуации, беседы);
- изложить диалог в монологической форме;
- провести комбинированный диалог (с репликами и комментариями других студентов);
- провести вопросо-ответную игру или викторину;
- составить ситуацию (рассказ) на основе заголовков;
- придумать заголовок к прослушанному тексту и обосновать его;
- охарактеризовать действующих лиц (эпоху, язык писателя);
- провести репортаж (аналогичный радиопостановкам) по содержанию материала для домашнего чтения (участники репортажа либо назначаются заранее, либо выступают без предварительного предупреждения);
- дать критическую оценку прослушанного или прочитанного;
- провести беседу или направленную дискуссию (с помощью вопросов, ключевых слов, реплик или подсказок преподавателя и др.).
Старшая ступень обучения.
- Поставить к прослушанному ряд узловых вопросов. Например:
Warum frdert unser Staat den Sport? (к сообщению по газетным материалам на тему: «Спорт»), составить диалог (без образца и без предварительной подготовки);
- определить и обосновать тему прослушанного доклада (выступления, радиопередачи);
- сделать пересказ-реферат (с исключением деталей и описаний второстепенного характера);
- передать квинтэссенцию речевого сообщения в нескольких фразах или словах (пересказ-резюме);
- провести беседу о прочитанном тексте (просмотренном фильме, радиопередаче и т.д.) без предварительной подготовки (по плану или без плана);
- высказать собственное мнение по обсуждаемой проблеме;
- описать картину (карикатуру), не связанную с изученной темой;
- развить основную мысль докладчика (или одного из собеседников);
- дать толкование отдельных разделов книги с точки зрения использования языковых средств (композиции, связи с большим контекстом);
- составить краткие объявления или тексты телеграмм;
- провести дискуссию, спор или диспут на свободную тему и др.
Если сравнить речевые упражнения разных ступеней обучения, то можно заметить, что, наряду с общими моментами (новизной информации, необходимой для стимулирования речевой деятельности, направленностью на смысл) они имеют некоторые отличия. Упражнения для старшей ступени связаны с собственным определением содержания высказывания и весьма разнообразными формами протекания сообщения (передача и запрос информации, выражение собственного суждения, аргументированная оценка, комментирование, сопоставление различных факторов и т.д.).
Один и тот же тип и вид упражнения может значительно видоизменяться в зависимости от ступени обучения. Для иллюстрации сошлемся на пересказ текста, который в списках упражнений представлен несколькими видами: пересказ, близкий к тексту сообщения, реферирующий пересказ, комментирующий пересказ. Каждый из них имеет свою специфику и свои трудности.