Перечислим наиболее употребительные грамматические упражнения, которые можно выполнять в классе с помощью фонограммы:
- многократное воспроизведение типовой фразы, которая имитируется всеми учениками (хором и индивидуально), что создает основу для последующего выполнения так называемых трансформационных упражнений. Такая тренировочная работа дает возможность еще до использования соответствующих грамматических явлений создать их прочный слуховой образ, что и ускоряет создание речевых автоматизмов;
- специальные рецептивные упражнения, построенные на узнавании изучаемых грамматических явлений в потоке речи. При выполнении подобных упражнений обратная связь, сигнализирующая о правильном понимании учебного материала, обеспечивается различными способами: поднятием руки, кодированием специальных учебных индивидуальных карточек, записью в тетрадь и др.;
- имитативные упражнения на материале микродиалога, содержащего изучаемые типовые фразы.
Фотоматериалы приобретают немаловажное значение и при изучении лексического материала школьной программы. Подбирая фономатериал для лексических упражнений, надо учитывать, что в классной работе лексическую фонограмму рекомендуется прежде всего использовать для проведения рецептивных упражнений в связи с тем, что продуктивные упражнения намного эффективнее реализуются самим учителем без фономатериалов.
Рассмотрим далее некоторые типовые лексические упражнения с фонограммой, работа над которой совершается на определенном этапе урока:
- рецептивное лексическое фоноупражнение, в ходе выполнения которого прослушивается фономатериал. При этом неоднократно используются те лексические единицы и обороты, которыми ученики должны овладеть;
- прослушивание текста-комментария к диапозитивам, картинам или диафильмам. В таком случае ученики воспринимают и первично усваивают тот лексический материал, который был введен перед демонстрацией сопроводительной фонограммы.
Определяя типовые речевые упражнения с фономатериалом, следует исходить из того, что тренировочная работа над устной речью может рассматриваться в следующих трех аспектах: упражнения в «сплошном» аудировании, упражнения в монологической речи, упражнения в диалогической речи.
Речевые упражнения в «сплошном» аудировании должны занимать подобающее место на всех этапах обучения иностранному языку. Сложность речевого материала, продолжительность звучания фонограммы, виды последующей работы (т. е. той, которая следует после аудирования) — все это может меняться в зависимости от. конкретных условий на том или ином этапе обучения, но при этом общий «методический рисунок» такой работы должен оставаться одинаковым.
Главное в такой работе для учеников — прослушать предложенную фонограмму, уяснить ее общий смысл и значение в частностях, а для учителя — подобрать соответствующий фономатериал, который бы не создавал лишних помех на пути к пониманию и не выходил бы за рамки минимума, изучаемого на том или ином этапе обучения в школе.
Большая актуальность проблемы использования технических средств в обучении иностранным языкам стала самоочевидной. Современное преподавание иностранного языка в первую очередь характеризуется интенсивным использованием технических средств. Поэтому одной из наиболее важных задач в ближайшем будущем окажется не только разработка конкретных методик применения технических средств на том или ином этапе обучения в пределах того или иного фрагмента урока, но и выяснение и определение тех учебных факторов, которые в одних случаях должны отдать предпочтение учителю, в других — обучающему устройству, а в третьих — разумной координации совмещенных функций как учителя, так и технического средства.