Обучение письменной речи. Чтение как вид речевой деятельности.

Следует подчеркнуть, что смысловая переработка влияет на процессы восприятия только у опытного чтеца. У неопытного, начинающего чтеца смысловая обработка следует за перцептивной, и ее влияние на последнюю если и проявляется, то лишь в форме угадывания, часто ложного. Разобщенность во времени обработки формальной и смысловой информации, а также слишком длительная перцептивная обработка (как следствие отсутствия соответствующих автоматизмов) отрицательно сказываются на понимании содержания читаемого. У зрелого чтеца, как уже отмечалось, одновременно и параллельно с восприятием происходит смысловая переработка поступающей информации (логическая переработка информации в процессе мышления) — установление значений воспринимаемых единиц, их соотнесение со значениями других единиц и со смыслом предложения, абзаца, смыслового куска, всего текста, организация поступающей информации, ее оценка (в самом широком смысле этого слова) и т. д. Процессы смысловой переработки поступающей информации пока еще очень мало изучены. В настоящее время все большее распространение получает точка зрения, согласно которой линейные цепочки слов, связанные по смыслу, переводятся в единицы иного алфавита (алфавита смыслов, личностного кода), т. е. подвергаются перекодированию механизмом кратковременной памяти в элементы смысла путем эквивалентных замен воспринятых языковых знаков «своими» словами, соответствующими представлениями или еще какими-либо символами личностного смыслового кода. Поскольку последний всегда связан с естественным языком, то это дает основание говорить о своеобразном переводе «конкретных значений чужой речи в собственные смысловые структуры», о преобразовании «текста в себе» в «текст для себя».

Изначальными для смысловой переработки поступающей информации являются воспринимаемые графические знаки. Однако, как показывают специальные эксперименты, единицы смысловой обработки не совпадают с единицами восприятия: последние всегда меньше. Наиболее распространенной является гипотеза, согласно которой процессы смысловой переработки информации осуществляются единицами оперативной памяти (смысловыми единицами, речевыми семантическими комплексами). Многие исследователи соотносят эти единицы с синтагмой, поскольку она представляет собой семантическое и структурное единство. Это объясняет и действие фразового стереотипа (ожидание определенным образом организованной структуры предложения синтагмы), и вероятностное прогнозирование (упреждение) на уровне смысловых гипотез, что характерно для опытного чтеца.

Несовпадение единиц восприятия и понимания и в то же время их взаимозависимость и взаимообусловленность заставляют предполагать, что перцептивная и смысловая переработки являются перекрывающими (захлестывающими) друг друга процессами. Этим и объясняется тот факт, что процессы восприятия, будучи изначальными, находятся у зрелого чтеца в большой зависимости от процессов понимания.

Смысловая переработка поступающей информации — понимание «смыслового содержания текста, закодированного при помощи той или иной языковой системы», осуществляется опытным чтецом сразу на нескольких уровнях: понимает отдельные факты, организует их, оценивает (в широком смысле слова), сопоставляет друг с другом и с известными из предшествующего опыта и т. п. Это требует от читающего самых разнообразных мыслительных операций — сравнения и обобщения, анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования и конкретизации и т. д.

С. Фоломкина

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard