Упражнения для развития грамматических навыков устной и письменной речи.

Овладение грамматикой иностранного языка ставит на первое место задачу развития грамматических навыков, выработку грамматических механизмов речи, поэтому упражнения занимают центральное место в учебном процессе по иностранному языку, им отводится большая часть времени. Не касаясь вопроса о системе упражнений, который пока нельзя считать решенным, несмотря на большой интерес к этой программе у многих исследователей, мы остановимся на основных характеристиках грамматических упражнений. К ним мы относим: коммуникативность упражнений, ситуативность упражнений, расположение упражнений в соответствии со стадиями становления грамматических умений и навыков, рецептивный или репродуктивный характер упражнений, использование ТСО.

Все указанные характеристики вытекают из современного понимания назначения грамматических упражнений, которое мы считаем большим достижением методики. Основное назначение грамматических упражнений заключается в обучении действиям с грамматическим материалом, к развитии грамматических умений и их автоматизации до уровня навыков. При этом необходимо учитывать особенности каждого вида речевой деятельности. Грамматические умения, лежащие, например, в основе говорения, отличны от грамматических умений, необходимых для понимания при чтении. В первом случае нужно грамматически правильно строить речь для выражения своих мыслей. Как уже указывалось выше, в активных грамматических навыках различают следующие действия: 1) выбор моделей предложений, 2) выбор форм слов и образование словоформ, 3) выбор строевых слов и сочетание их со знаменательными словами. Все действия подчиняются цели сообщения.

В основе рецептивной речевой деятельности лежит умение опознавать факты языка по формальным признакам, дифференцировать их от сходных форм и соотносить со значением грамматических явлений.

Разный характер действий обусловлен ходом мыслительного процесса при репродуцировании речи и при ее восприятии. Градация действий связана и со спецификой функционирования видов речи и определяется психологическими, физиологическими и лингвистическими факторами.

Для выражения мыслей в устной форме необходимы определенный темп речи, быстрота реакции, владение произношением и интонацией.

Предпосылкой выражения мыслей в письменной форме является знание графики и орфографии. С другой стороны, процесс письма облегчается возможностью обдумывания в медленном темпе.

Восприятие речи на слух находится в зависимости от способа предъявления материала для слушания (темп, видимый или невидимый собеседник, чистота его дикции и эмоциональность речи и т.п.). При этом важную роль играет знание грамматических особенностей стиля обиходной речи.

Основу понимания грамматических конструкций при чтении составляет восприятие графических образов структур и соотнесение их со значением. Важным условием осмысленного чтения является развитый навык беглого чтения про себя, а также знание лингвистических особенностей стиля научной прозы.

И при аудировании, и при чтении необходимо научиться различать омонимичные грамматические формы (омофоны и омографы), многозначные и многофункциональные явления.

Следует отметить, что все группы навыков тесно связаны между собой, поддерживают и развивают друг друга. Однако очевидно, что те или иные навыки не могут развиваться без целенаправленной тренировки. (Владение устной речью на родном языке не обеспечивает умения читать и писать). Развитие грамматических навыков возможно только при интенсивной устной и письменной практике в языке, обильном чтении разнообразной литературы. В процессе обучения иностранному языку специфика развития грамматических навыков должна стать предметом специального внимания на уроке.

Овладение репродуктивной стороной речи труднее. Активные грамматические навыки требуют большей автоматизации, поэтому упражнениям для развития активных навыков отводится больше времени в учебном процессе.

По мере тренировки действия с грамматическим материалом выполняются все с меньшей затратой времени.

Н. Соколова

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard