Принципы обучения чтению.

Наряду с общими принципами — дидактическими и методическими, характеризующими весь курс иностранного языка, существуют и частные принципы, лежащие в основе обучения чтению. Они отражают, с одной стороны, специфику чтения как вида речевой деятельности, а с другой — намеченные цели обучения. К их числу можно отнести следующие.

1. Обучение чтению должно представлять собой обучение речевой деятельности. Чтение представляет собой речевую деятельность, обеспечивающую решение определенных коммуникативных задач, поэтому обучение ему — это есть обучение учащихся решению определенных коммуникативных задач познавательного или практического характера. Речевая деятельность реализуется в виде отдельных актов коммуникации, причем завершением каждого из них является достижение определенного результата, который и представляет собой решение коммуникативной задачи. Чтение каждого текста должно быть организовано как отдельный реальный акт коммуникации, а поскольку целью чтения является понимание, то это означает, что чтение текста всегда должно быть направлено в первую очередь на понимание читаемого. Для этого содержание текста должно либо быть для учащегося новым (первое чтение текста), либо осмысливаться им под каким-то новым углом зрения (повторное чтение текстов).

2. Обучение чтению должно представлять собой познавательный процесс. Чтение всегда направлено на получение информации, поэтому его можно охарактеризовать как познавательную деятельность. Эта его особенность во многом предопределяет ту большую образовательную и воспитательную роль, которую чтение играет в процессе обучения.

Исключительно важное значение в связи с этим приобретает содержание текстов. По сути дела оно решает, будут учащиеся относиться к чтению как к способу получения информации или как к одному из упражнений в овладении языковым материалом. Для того чтобы чтение являлось познавательным процессом, все тексты должны представлять для учащихся определенный интерес, быть для них значимыми благодаря новизне содержащейся в них информации, иному освещению известных фактов, занимательности сюжета и т. д.

Без соблюдения этого требования вряд ли можно рассчитывать на создание стойкой мотивации.

На протяжении всего курса к чтению следует подходить как к познавательному процессу, строить обучение так, чтобы оно постоянно сопровождалось определенными мыслительными задачами, вызывая умственную активность учащихся. При обращении к тексту учащийся непременно должен решать задачи, требующие осмысления содержащихся в нем фактов, их сопоставления, группировки, установления связи между ними и т. д. При этом задачи должны быть каждый раз новыми ибо «при выполнении привычного или очень похожего на привычное задание не думают или очень мало думают».

Для более эффективной реализации познавательной ценности чтения необходимо, чтобы языковое оформление текстов обеспечивало нормальное его протекание: они должны быть доступны и посильны для учащихся. Нельзя, однако, строить все обучение только на легких текстах, должны использоваться и тексты, представляющие для учащихся определенные трудности как по содержанию, так и по языку, ибо только наличие трудностей, которые надо преодолеть, активизирует работу мышления.

3. Обучение чтению должно включать помимо рецептивной и репродуктивную деятельность учащихся. Чтение относится к числу рецептивных видов речевой деятельности, поскольку оно всегда направлено на «прием» речевого сообщения; процесс же чтения (в том числе и про себя) включает операции, связанные не только с рецепцией, но и с репродукцией. Восприятие материала при чтении сопровождается его обязательным воспроизведением. Ярче всего оно прослеживается во внутреннем проговаривании воспринимаемого материала и в действии механизмов прогнозирования. Внутреннее проговаривание предполагает у читающего наличие твердых произносительных навыков, причем автоматизированных, иначе свернутая форма проговаривания, характерная для зрелого чтения про себя, вообще невозможна.

С. Фоломкина

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard