Понятие оптимизации учебного процесса.

Когда анализу подвергается рациональность избранной преподавателем структуры учебного занятия, то внимание фиксируется:

  • на соответствии структуры заявленному виду учебного занятия;
  • оптимальности выделенного преподавателем времени на каждый из этапов учебного занятия;
  • эффективности сочетания разнообразных методов и средств обучения на каждом из этапов учебного занятия;
  • способы создания преподавателем психологического комфорта на занятии: соблюдение им норм педагогической этики, коммуникативная тактика поведения со студентами, способы взаимодействия со студентами, создание ситуации успеха и т.д.;
  • воспитательной направленности занятия: это четкость обоснования преподавателем воспитательной идеи учебного занятия, направленность содержания учебного занятия на формирование у студентов нравственных качеств личности, гражданской позиции, чувства патриотизма; эстетическое влияние содержания учебного занятия и т.д.;
  • развивающем влиянии учебного занятия: это способы повышения работоспособности студентов в течение учебного занятия и снятия усталости и напряжения; способы формирования мыслительных операций, развития творческого воображения, памяти, осознанности восприятия учебной информации и т.д.

Оптимизация контроля проходит через контроль качества учебного занятия: объем, посильность, сложность предложенных студентам учебных заданий для аудиторной и внеаудиторной деятельности; результативность занятия в виде полноты знаний, умений и навыков (ЗУН), приобретенных студентами; осознанность ЗУН как способность студентов устанавливать причинно-следственные связи между отдельными элементами полученных знаний; умения классифицировать, группировать, систематизировать имеющуюся информацию, использовать по назначению аргументы, факты, примеры и обосновывать собственную позицию; действенность ЗУН, т.е. способность применять полученные сведения и в конкретных практических ситуациях, и в новых; установление причин «незнания» студентов.

Анализу подвергается и учет преподавателем оптимальной учебной нагрузки студентов, сопровождающей данное учебное занятие.

Здесь педагог должен помнить, что:

  • оптимальная учебная нагрузка дает возможность студенту глубоко и прочно усваивать максимально необходимый по объему и сложности для него учебный материал без превышения научно установленных норм времени на аудиторную, домашнюю и самостоятельную работу; позволяет полностью восстанавливать за отведенное на отдых время свою работоспособность;
  • сложность содержания определяется числом, качеством, системой отношений элементов содержания образования, влияющих на число и систему познавательных операций обучаемого, нужных ему для успешного усвоения учебного материала;
  • отсутствие оптимально подобранного содержания учебного материала приводит к снижению темпа выполнения требований преподавателя, понижению учебно-волевых усилий со стороны студентов;
  • большой объем материала и его неоправданная сложность ставят студентов в ситуацию невыполнения требований учебных программ, ведут к понижению качества усвоения последующих тем, определенному нервному напряжению;
  • затруднения, возникающие у студентов при усвоении содержания учебного материала, определяются отсутствием соответствия между содержанием и запасом знаний студентов; между содержанием и опытом их учебно-познавательной и практической деятельности; содержанием и потребностями, интересами обучаемых.

Обозначенные причины ведут к учебной перегрузке, т.е. неоправданным затратам времени и сил на выполнение учебных заданий во время аудиторной, домашней и самостоятельной работы.

Н. Морева

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard