Современная педагогическая ситуация заставляет преподавателя средней профессиональной школы активно изучать процессы ее развития, включаться в создание новой практики образования, для чего ему нужно изучать специальную область педагогического знания — педагогическую инноватику.
Педагогическая инноватика развивалась как российское педагогическое инновационное движение согласно трем основным этапам.
Первый этап ограничивается периодом с 1970 по 1986 г. Это как бы инкубационный период, когда в работах ведущих отечественных психологов, педагогов и методистов, да и в работе педагогов-практиков, ставились вопросы об изменении традиционной системы образования в направлении ее гуманизации. Результатом стала «педагогика сотрудничества».
Второй этап представлен 1986-1988 гг., когда происходила консолидация всех новых образовательных идей и «школ». Первые образовательные инициативы вышли на социально-педагогическую поверхность, заставляя педагогическую общественность дискутировать о необходимости реформирования и модернизации существующей системы образования в целом и отдельных ее компонентов в частности.
На третьем этапе своего развития в конце 80-х — начале 90-х гг. прошлого столетия инновационное педагогическое движение обрело самостоятельный характер. Появились инновационные «школы», в которых уточнялись и проверялись основные подходы к современному образованию, создавались исследовательские программы, выстраивались новые механизмы взаимодействия педагогической науки и образовательной практики.
На протяжении 90-х гг. прошлого столетия шла интенсивная легализация педагогической инноватики, осуществлялась государственная поддержка разнообразных инновационных программ и видов инновационной деятельности образовательных учреждений. Сегодня вопросы педагогической инноватики интенсивно разрабатываются, а результаты активно внедряются в образовательную практику.
Педагоги-инноваторы сталкиваются с рядом проблем, порождаемых любым нововведением в образовательной сфере. Это и сложность совмещения инновационных программ и новых блоков учебного содержания с существующими учебными планами и программами; и необходимость сосуществования в условиях одной «школы» носителей различных педагогических представлений и, как результат, — опасность раскола педагогического коллектива. Это и рост требований к переподготовке и повышению квалификации преподавателей, обеспечение их возросших запросов в межпредметной профессиональной коммуникации; и поиск новых учебных материалов и методических пособий; изменение всей схемы управления педагогическим и студенческим коллективами, находящимися в инновационном режиме. Нередко это отсутствие преемственности между инновационной «школой» и вузом; разрыв между потенциальными ожиданиями родителей и базовыми принципами инновационного обучения.
Базу создания нового составляет перестройка, перевод явления в другое, новое качество, т.е. радикальность и отношение нового к старому. Два этих компонента позволяют классифицировать инновации.
Так, радикальность проявляется:
а) в совершенствующих нововведениях, направленных на переход к новому состоянию;
б) комбинаторных новациях, позволяющих соединить ранее известные элементы в новом варианте;
в) модифицирующих новациях, т.е. улучшающих, дополняющих имеющиеся наработки, системы без существенных изменений.
Отношение нового к старому дает так называемые:
- заменяющие нововведения — когда происходит замена традиционных форм новыми;
- открывающие нововведения — когда в традиционной системе появляется новая сфера деятельности;
- ретронововведения — когда старое, забытое вновь становится актуальным.