Обучение чтению на элементах текста.

Наряду с упражнениями, использующими однотипные словосочетания, этой же цели служат различные задания, связанные с припоминанием (подбором) возможных сочетаний, например: написать все возможные прилагательные (глаголы), которые можно употребить с существительными...; указать возможные сочетания существительных с прилагательными (аналогичные по цели упражнения могут быть оформлены и как тесты). Для восприятия словосочетания как целостной единицы можно рекомендовать задания: подобрать (из числа предложенных) сочетания, имеющие примерно одинаковое (противоположное) значение; указать, какое из сочетаний обозначает время (место) и т. д.; найти среди предложенных слово по его определению.

Целостность восприятия синтагмы проявляется в ее слитном прочтении с соблюдением специфического для той или иной группы слов распределения ударений и интонации. Часть упражнений и на этой стадии работы выполняется учащимися путем чтения вслух.

Вторая подгруппа упражнений решает те же задачи, что и первая, но на материале предложений:

1. Научить соотносить словарное значение слова с контекстом предложения (различать лексико-семантические варианты). Для этого может использоваться (частичный) перевод на родной язык, заполнение пропусков в предложении одним из данных слов, нахождение (и замена) слова, не подходящего по смыслу в предложении.

2. Научить устанавливать смысловые отношения между словами предложения. Грамматические явления усваиваются учащимися с наибольшим трудом. Поэтому умение быстро и точно распознавать грамматические формы (в широком» смысле этого слова) может быть приобретено лишь в результате тщательно организованной и длительной практики.

В установлении смысловых связей между словами предложения наиболее эффективным упражнением является его грамматический анализ, направленный на то, чтобы научить учащегося распознавать различные формы по их внешним признакам и определять их конкретную функцию в предложении. Следует подчеркнуть, что грамматический анализ не является самоцелью, как это иногда понимают учителя-практики. Его задачей является лишь научить учащихся «технике» анализа, показать, как использовать грамматические признаки для установления смысловых отношений. Целью упражнения является точность понимания, поэтому его контролем может служить перевод — полный или частичный.

Большую роль в формировании рассматриваемого умения играют задания, требующие объединения последовательно воспринимаемых слов в синтагмы. Они, по сути дела, требуют от учащегося свертывания операций анализа и потому очень важны в развитии умения читать: при чтении смысловая обработка заключается прежде всего в объединении частей предложения в смысловые куски. Правильность приемов объединения воспринимаемых графических единиц в синтагмы и выполнение подготавливающих упражнений в членении предложений на синтагмы наиболее эффективно создается, корректируется и контролируется при чтении вслух. Необходимая быстрота применения приобретенных приемов достигается -путем дальнейших упражнений в чтении про себя.

В осознании элементов предложения (синтагм) помогают задания: подчеркнуть (выписать) из предложений синтагмы, эквиваленты которых даны на родном языке; составить предложения из данных вразбивку синтагм (не слов — как это часто встречается в учебниках).

3. Научить воспринимать предложение как смысловое целое. Для этой цели целесообразны задания, направленные на целостную оценку предложения, например: какое отношение автора — положительное или отрицательное — выражают данные предложения; найти (среди ряда предложений) пары предложений, выражающих одну и ту же мысль (противоположные мысли); по предложению найти слово (среди данных), которое оно определяет; найти (среди предложенных) пары предложений, в которых второе объясняло бы (продолжало бы, отрицало бы и т. д.) первое; соединить два предложения подходящим по смыслу союзом и т. д.

4. Научить выделять в предложении главное и второстепенное. Выделение основной информации осуществляется путем обнаружения так называемых смысловых вех, под которыми подразумеваются главные слова, на которые читающий опирается в первую очередь при раскрытии смысла фразы. Для развития этого умения служат различные упражнения в сокращении и расширении предложений, в выделении в них так называемых ключевых слов.

С. Фоломкина

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard