Литература Индии.

Культурные традиции Индии исходят из глубины веков, начиная с древних цивилизаций, обнаруженных при раскопках в Хараппе и Мохенджо-Даро. Классическое индийское искусство неразрывно связано с религиозными сюжетами, берущими начало в индоарийских ведических гимнах, мифологических эпосах — «Рамаяна» и «Махабхарата». Они открывают историю индийской литературы, на них основаны все разновидности народного театра и классического танца. Их сюжеты и персонажи из поколения в поколение вдохновляли индийских скульпторов и живописцев и до сих пор находят отражение в изобразительном искусстве.

Индийская литература насчитывает более 40 веков своего существования. Она чрезвычайно разнородна и создавалась на большом количестве языков. Наиболее древняя — ведийская литература, первые произведения которой — Веды — передавались из уст в уста.

Самый древний и обширный пласт индийской литературы образует индусская санскритская литература. Она отличается наибольшей оригинальностью, обладает наивысшим авторитетом и послужила источником идей, тем и литературных норм для значительной части индийской литературы, за исключением исламской и христианской. Санскритская литература распадается на три основных периода, которые в хронологическом плане зачастую возникали и развивались паралелльно: ведический (приблизительно до II в. до н. э.); переходный, или эпический (V в. до н. э. — IV в. н. э., одновременно это период канонического буддийского пали и джайнского ардхамагадхи); классический (II в. н. э. — до настоящего времени).

Ведическая литература — это литература религиозных преданий и сказаний. Индусы признают два вида авторитетной религиозной литературы: шрути («услышанное»), считается либо вечным и самосущим, либо проявленным в результате божественного откровения, и смрити («воспоминание»), считается созданием человека и обладает меньшим авторитетом. Ведическая литература включает в себя все шрути, некоторые смрити, и, в первую очередь, четыре основных собрания (самхита), каждое из которых носит название веда («священное знание»).

Самой древней и наиболее важной из вед является «Ригведа» (Веда гимнов), содержащая 1028 гимнов. Гимны состоят в среднем из десяти строф каждый. Они исполнялись во время ритуалов, посвященных огню и соме («священное возлияние»). Гимны сгруппированы в десять разделов (мандала), из которых наиболее древними признаются разделы 2-7. Окончательная редакция вед была, вероятно, завершена к X в. до н.э. Основным содержанием гимнов «Ригведы» является восхваление ведических богов и обращение к ним с молениями.

Эпическая литература — литература национальных преданий, эпоса, имеющего большое культурное и историческое значение, но не имеющее статуса религиозной литературы. Двумя наиболее известными санскритскими эпосами являются «Махабхарата» и «Рамаяна». Формирование этих эпосов происходило приблизительно с IV в. до н. э. по IV в. н. э.

«Махабхарата» — народный эпос, родившийся из разных по времени материалов, преобразованных в единое целое.

«Рамаяна» — это придворный эпос, его авторство приписывается одному человеку — Вальмики. Несмотря на это, эпос с течением времени подвергался последующим изменениям.

Классическая санскритская литература. Классический санскрит подчиняется правилам, изложенным грамматистами, и прежде всего Панини, жившим, вероятно, в IV в. до н. э. Это язык санскритских поэтов, драматургов и романистов, язык научного описания, трактатов по философии и другим отраслям знаний.

Драма — одно из наиболее замечательных достижении классической санскритской литературы. Сети, на трудно установить истоки индийской драмы, несмотря на то что некоторые гимны «Ригведы» содержат драматические диалоги. Кукольное представление, на основе которого сформировалась драма, заимствовав его отдельные черты, существовало уже ко времени Упанишад.

Самым древним драматическим текстом считается «Пракарана» Шарипутры Ашвагхоши, дошедший до нас только во фрагментах. В своем классическом виде санскритская драма формируется в период Гуптов.

Санскритскую драму отличает целый ряд характерных для нее условностей: она не знает трагедии, смерть на сцене невозможна; социальный статус персонажей помечается с помощью языка — занимающие наивысшее положение (цари и брахманы) изъясняются на санскрите, другие — на условных пракритах, которые, в свою очередь, варьируются в зависимости от пола и положения говорящего. Стандартным типажом драмы является видушака (шут, фигляр), бедный брахман, разговаривающий на пракрите вместо санскрита, друг и наперсник царя, но одновременно отличающийся глупостью, прожорливостью и призванный вызывать смех. Язык драмы представляет собой смесь прозы и поэзии. Действие совершается в прозе, однако прозаический текст постоянно перемежается строфами, описывающими декорации, развитие ситуации, появление нового персонажа и разъясняющими настроения и эмоциональные переживания.

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее


Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard