В упражнениях для развития первичных грамматических умений исходным является вычленение грамматического признака. Вначале вычленение сопровождается словесными пояснениями в отношении основания вычленения. Так, вычленяя в предложении причастия II стандартного глагола, учащийся указывает на то, что в данном глаголе суффикс -ed является признаком причастия II, так как I) слово с -ed не занимает второго места, 2) за ним следует дополнение с предлогом by, 3) перед ним нет вспомогательного глагола и т. п. Рассмотрев таким образом все слова с -ed в предложенном упражнении, учащиеся возвращаются в раскрытию значений на первой стадии путем перевода. Объем упражнений составляет обычно 6-7 случаев вычленения. В начальных упражнениях разграничение омонимических форм вводить не следует.
В следующем упражнении на вычленение грамматического признака можно уже отказаться от дискурсивного анализа, по внимание учащегося продолжать сосредоточивать на вычленении данного явления в опоре на признаки. К выборочным пояснениям прибегают только при исправлении ошибок. Объем материала упражнения несколько возрастает (10-12 случаев вычленения).
Материал упражнения строится на знакомой лексике. Выделение может сопровождаться подчеркиванием или выписыванием явлений. Однако при использовании в упражнениях только знакомого лексического материала создается опасность в том, что ведущим в опознавании будет выступать не признак, на котором следует фиксировать внимание, а общий контекст. Поэтому следующее аналогичное по действиям упражнение следует провести на предложениях с элементами незнакомой лексики, в частности незнакомыми могут быть и слова, оформленные данным признаком. После того как учащийся вычленит признаки и определит форму явления, преподаватель указывает на значения слов (в основных формах), предлагая перевести предложение. Таким образом, последнее упражнение носит характер выборочного анализа второго вида и подготавливает учащихся к анализу через синтез, открывающий путь к автоматизированному восприятию текста.
Овладение выборочным грамматическим анализом второго вида может быть реализовано в упражнениях, выполняемых в такой последовательности: упражнения в узнавании грамматических признаков в составе речевой посылки. Учащимся предлагается выделить в предложении (подчеркиванием, считыванием и т. п.) усваиваемое грамматическое явление у его признаки (в таких упражнениях еще присутствуют элементы дискуссии);
Упражнения в еще не автоматизированном, но уже непосредственном восприятии усваиваемого грамматического явления. Например: «Прочтите следующие предложения вслух и только в тех случаях, где подчеркнутое слово является глаголом, произнесите после прочтения предложения слово «Verb»: The town parks in the north are very beautiful. The driver parks his car in the yard».
Фактор преднамеренной дискурсии здесь уже снят. Усвоение фиксируется по условной реакции. Однако само явление еще удерживается на осознаваемом уровне;
- упражнения в осознании данного явления в составе контура фразового стереотипа. Овладение любым языковым явлением, и в том числе грамматическим, в связи с особенностями функционирования языка происходит в звуковом коде. Звуковой код является тем мостиком, через который звуковые сигналы, преобразуемые в речевые кинестезии, переходят из внешне обнаруживаемого языкового во внутренне языковые — нервные коды. Начальным в этом переходе является осознание связи признаков данного грамматического явления с их структурно-звуковым оформлением в составе предложения и соответствующего контура фразового стереотипа;
- упражнения в овладении автоматизированным восприятием данного явления в опоре на звуковой код. Эти упражнения состоят в озвучивании серии однотипных (стереотипных) по структуре, но различающихся по содержанию предложений в соответствии с задаваемым образцом.
Такие упражнения (при их достаточно интенсивном выполнении) обеспечивают переход к овладению грамматическим явлением на уровне автоматизма.
Дальнейшее совершенствование навыка должно происходить на уровне его включения во вторичное умение при использовании данного грамматического явления в составе содержательной речевой посылки, включенной в учебное или реальное речевое действие.