Сейчас довольно трудно установить, какая из форм обучения появилась вначале: коллективное обучение или групповое. На этот счет есть два мнения. Первое заключается в том, что групповое обучение сыграло определенную роль в преодолении слабых сторон коллективного обучения и благодаря чему его признали третьей формой обучения. Но есть и другое мнение: коллективный способ обучения, особенно в современной своей интерпретации, позволил усовершенствовать групповое обучение, которое исторически имело две разновидности: групповые учебные занятия и работа в малых группах.
Следует заметить, что в практике работы преподавателя сочетаются все перечисленные формы обучения; их применение определяется его целями, конкретным содержанием учебного материала, видом занятия, на котором проходит обучение, личностными методическими предпочтениями педагога. Дадим краткую характеристику работе в малых группах и групповым учебным занятиям.
Работа в малых группах имеет следующие признаки:
- обучаемых делят на небольшие группы по 3-7 человек;
- структура общения такова: когда один говорит, все остальные слушают;
- все участники группы совместно работают над решением определенных теоретических или практических задач на аудиторных и внеаудиторных занятиях;
- в момент работы состав групп постоянен;
- объединяться в группы обучаемые могут самостоятельно в соответствии с их личными или общими интересами, симпатиями;
- каждый член группы имеет свои обязанности и выполняет их по строго заявленному функционалу;
- деятельностью учебных групп педагог руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников — звеньевых, бригадиров, руководителей групп;
- у групп есть возможность осуществлять учебные задачи или проблемы путем решения каждой группой отдельной задачи. Или все они решают одни и те же задачи;
- результатам дается групповая оценка, достижения же отдельных учащихся оцениваются исключительно в индивидуальной форме;
- работа малыми группами используется в дискуссии, мозговом штурме, эвристической беседе и т.д.
В связи с тем что организационная структура групповых способов обучения может быть смешанной, комбинированной и реализовываться в виде групповой, парной, индивидуальной работы, к групповым технологиям относят классно-урочную, лекционно-семинарскую системы, бригадно-лабораторный метод, технологию игрового моделирования.
Теперь выделим признаки работы групповых учебных занятий:
- педагог учит многих, т.е. больше одного;
- в каждый момент общения педагога слушает группа;
- независимо от своей численности группа работает как целое;
- основное условие ее работы — все слушают педагога, потребляя информацию пассивно;
- внешняя познавательная активность проявляется редко, зависит от внутренней, которую диагностировать трудно;
- каждый отвечает за свои ЗУН и поведение на учебном занятии.
Работа на групповых учебных занятиях имеет две разновидности. В зависимости от продолжительности речи говорящего педагога или сменяемости выступающих это лекция, доклад или беседа, семинар и т.д. В зависимости от количества участников группового общения это занятия в малых группах и занятия с классами, студенческими группами, большими аудиториями. Такое широкое поле использования позволяет рассматривать групповое обучение и как форму обучения, и как форму организации процесса.
Форма организации процесса обучения — внешнее выражение согласованной деятельности преподавателя, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Такие формы обучения условно называются внешними.
Основаниями квалификации организационных форм обучения считают количество учащихся в процессе обучения; место их учебы; продолжительность учебных занятий.