Основные формы организации учебного процесса.

Существует большое видовое разнообразие семинаров.

По основной дидактической ц ел и: семинар-повторение; семинар-уточнение полученных знаний; семинар-углубление и расширение знаний; смешанный семинар.

По предметам: предметный; межпредметный.

С точки зрения используемых методов: вопросоответный семинар; развернутая беседа; дискуссия; учебная конференция и — как ее разновидность — пресс-конференция; экскурсия; деловая или ролевая игра и т.д.

По форме проведения они могут быть организованы традиционно, как беседа по плану, заранее сообщенному студентам, или как небольшие доклады, рефераты, рецензии с последующим их обсуждением. Для стимулирования познавательной активности и профессионального интереса проводятся проблемные семинары.

По использованию ТСО: с использованием ТСО; с использованием видеоаппаратуры; с использованием ЭВМ. Наличие средств компьютерных и телекоммуникационных технологий инициирует появление новой формы, так называемого виртуального семинара, где участники не видят друг друга, а обмениваются только текстовыми сообщениями.

Практическое занятие вместе с лабораторной работой относится к уроку выработки и закрепления умений и навыков.

Практические занятия направлены на выработку у студентов навыков применения полученных знаний для решения профессиональных практических задач. В качестве методов обучения на практическом занятии используются упражнения, анализ педагогических ситуаций, деловые игры, наблюдения, анализ продуктов деятельности. При отборе содержания практических работ руководствуются перечнем профессиональных умений по конкретному учебному предмету, а также квалификационной характеристикой специалиста, поэтому на практических занятиях студенты могут изучать нормативные и справочные документы; конструировать по заданному алгоритму; диагностировать педагогический процесс; упражняться в формировании устойчивого навыка; решать различного рода педагогические ситуации; разрабатывать технологию педагогического эксперимента и т.д.

Учебная экскурсия — форма и метод обучения, позволяющие организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в обычных, естественных условиях (на природе, в исторических местах, на производстве и т.п.) или в музеях, на выставках и пр. Цель экскурсии — развитие познавательных способностей студентов при непосредственном восприятии жизненных и производственных процессов и явлений.

Достоинства экскурсий как формы организации обучения:

1) дают возможность преподавателю на практике реализовать принцип межпредметных связей, а студентам — понять, что любое педагогическое явление нужно рассматривать в комплексе возникающих проблем, методов, средств обучения, а теоретическое знание всегда имеет практическое воплощение;

2) воздействуют на эмоциональную сферу студента, поскольку разнообразные наблюдения позволяют ему выражать эмоции, формируют чувство прекрасного, вызывают эстетическое наслаждение.

3) стимулируют развитие познавательных интересов студентов как в личностном плане, так и в профессиональном направлении;

4) помогают студентам практически реализовать навыки универсального применения полученных на учебных занятиях знаний, поскольку часто наблюдение сочетается с выполнением различных зарисовок, графиков, таблиц, {ведением записей, сбором тематических коллекций и т.д.;

5) позволяют студентам реально увидеть проблемы, которые могут возникнуть и в их практической деятельности;

6) несут в себе большой воспитательный потенциал формирования личностно-профессиональных качеств, позиций, ценностных ориентации будущих специалистов.

Н. Морева

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard