В. Активизация знакообразовательных моделей
Все сказанное в начале раздела об активизации звуковых Т-моделей относится и к данному разделу, с той разницей, что вместо интонационных моделей здесь фигурируют пунктуационные. Как и при активизации письменных знаков, целесообразно разграничивать модели, звуковые эквиваленты которых отрабатывались или не отрабатывались в говорении. В первом случае набор необходимых письменных упражнений должен быть больше, чем во втором.
Повторительные упражнения.
Упражнения этого рода незаслуженно не пользуются популярностью в методике, хотя они гораздо полезнее написания диктантов и сочинений, обычно пестрящих ошибками.
1. Переписывание серии знаков, содержащих Т-модель. При этом полезно видеть схему модели или прочесть ее словесное описание.
2. Переписывание пар знаков, содержащих контрастирующие модели.
3. Переписывание пар или групп знаков, содержащих разные значения многозначной Т-модели.
4. Переписывание серии знаков с разными членами парадигмы правильно изменяемого слова.
5. Переписывание серии знаков, содержащих однотипные члены парадигм правильно изменяемых слов.
6. Переписывание пар знаков «производящий — производный» для уровня словоформ.
7. Расстановка знаков пунктуации в отрезке текста со снятой пунктуацией после предварительного прочтения того же текста с нормальным оформлением. Здесь подлежат последовательной отработке отдельные пунктуационные знаки и модели, отличающиеся от аналогичных явлений родного языка.
Все переписываемые знаки должны, разумеется, быть полностью понятны обучаемому, что обеспечивается предварительным рецептивным усвоением всех требуемых знаков и моделей.
Подстановочные упражнения.
8. Подстановка серии готовых (ранее отработанных) знаков вместо компонента заданного сложного знака.
9. То же, но подстановочные знаки задаются в форме, которая должна быть изменена при подстановке.
10. Подстановка знака, вызывающего изменение формы других компонентов или состава сложного знака.
11. Задается изменение формы или состава сложного знака, вызывающее замену одного из его компонентов другим, тут же формируемым.
Конструирующие упражнения.
Письменные упражнения этого рода удобны тем, что здесь легко задать требуемую модель (примерами знаков или схемой).
12. Задается модель или знак-полуфабрикат и ряд групп производящих знаков. Требуется образовать ряд одноструктурных сложных знаков. Смысл знака может быть задан перифразой.
13. То же, но форма некоторых производящих знаков подлежит изменению в процессе подстановки.
В качестве производящих знаков могут быть заданы не только готовые, но и новые, однако первые должны преобладать.
14. То же для пар контрастирующих моделей.
15. Парами знаков задается модель словоформы. По заданным словоформам, которыми могут быть любые члены парадигмы, продуцируются требуемые (предпочтительно в синтагмах и предложениях).
16. Задается сложный знак и знак, который требуется ввести в первый, соответственно изменив его структуру.
Трансформационные упражнения.
17. Трансформация знака-стимула в знак с другой линейной моделью, не сопровождающаяся изменениями в составе производящих вещественных знаков.
18. То же, с изменением знакового состава.
Переводные упражнения.
19. Перевод синтагм, предложений и групп предложений, вызывающих требуемую Т-модель на разных уровнях.
20. Перевод синтагм и предложений, требующих комбинирования нескольких Т-моделей.
21. Перевод пары сложных знаков, требующих употребления контрастирующих моделей.
22. Перевод пары сложных знаков, в которых две модели родного языка переводятся одной моделью изучаемого языка.
23. Перевод пары или группы сложных знаков, в которых одна модель родного языка коррелирует с двумя или несколькими моделями изучаемого языка.
24. Перевод связного текста небольшого объема программного содержания. Задается желаемая модель (модели).
25. Перевод небольшого связного текста без задания моделей.